238580, Россия, Калининградская область,
пгт. Янтарный, ул. Лесная, д. 10 а
8(4012) 56-68-20

ПнВтСрЧтПтСбВс

МБУДО «ДШИ» Янтарного городского округа

238580, Россия, Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Лесная, д. 10 а

Телефон

56-68-20

Факс 56-68-20

Эл. почта yanmuzschool2013@yandex.ru

Наша страница " В Контакте"

Программа работы с одарёнными детьми в МБУДО "ДШИ" Янтарного г.о.

 

 

 

 

 

 

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного 

      образования  «Детская  школа  искусств»   Янтарного    городского   округа

 

 

«Рассмотрено»

                           На заседании Педагогического                                совета МБУДО «ДШИ»    Янтарного городского округа

Протокол  № ________

от  «___» __________  20 __ г.

 

«Утверждаю»

Директор МБУДО «ДШИ» 

  Янтарного городского округа

___________ Л. А. Целикова

Приказ  № _________

от  «___» __________  20 ___ г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ                                                                                            В  МБУДО «ДШИ» ЯНТАРНОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

на  2019 – 2023  г.г.

 

 

 

 

Разработчики:

 Целикова  Л. А. -  директор  МБУ ДО «ДШИ»  Янтарного городского округа

Ушакова Н. Г. – заместитель директора по УВР


 

 

 

 


Содержание


 

  1. Пояснительная записка. ……………………………………………………4
  2. Концепция работы с одарёнными детьми ……………………………….. 4
  3. Основные цели и задачи реализации программы………………………...8
  4. Условия реализации программы…………………………………………..8
  5. Этапы реализации программы…………………………………………….13
  1. Ожидаемые результаты……………………………………………………15

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

 

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их  умелой рукой – они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский

 

 

 

Актуальность проблемы.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Проблема детской одаренности на сегодняшний день является особенно важной, так как по последним данным, 20% детей считаются одаренными, но лишь 2-5 % реализуют себя. Причиной этого является то, что одаренные дети часто не могут адаптироваться в социуме. Профильное обучение кА раз и является выходом из сложившейся ситуации, так как оно позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Одаренные дети – это дети, обладающие потенциалом развития большим, чем у сверстников.

 «Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него «чувства исключительности»: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что ДШИ посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, художественных, хореографических, музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его преподавателя, что часто идет во вред самому ребенку. Вторая — это неосознанное стремление преподавателя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.

Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся  - принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы ДШИ.

В «ДШИ» Янтарного городского округа организована работа по выявлению одаренных детей и развитию их творческих способностей на отделении «Раннего эстетического развития», где обучаются дети дошкольного возраста  и в подготовительном классе  на отделении музыкального исполнительства. На учебных занятиях  активно используются современные компьютерные и мультимедийные технологии, компьютерные развивающие и обучающие программы, игры, что позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

Работа по выявлению  одарённых детей  в « ДШИ»  Янтарного городского округа  включает в себя следующие этапы:

- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов ребенка;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей;

- создание условий для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;

Концепция работы с одарёнными детьми

Концепция программы основывается на следующих принципах:

  • выявление одаренных детей;
  • выявление и развитие творческих задатков детей;
  • создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
  • расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы.
  • включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
  • обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;
  • сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения, повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей;
  • обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу;
  • участие учащихся в конкурсах и выставках различного уровня;
  • участие учащихся в мастер-классах;
  • профориентация и подготовка в ССУЗы, ВУЗы;
  • бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов.

Можно выделить следующие формы обучения одаренных детей:

1. индивидуальное обучение или обучение в малых группах по образовательным программам творческого развития в определенной области;

2.    мастер-классы, творческие лаборатории, открытые уроки;

3.    система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

4.    педагогические конференции, методические семинары.

Программа обучения одаренных детей должна:

 

1.  Иметь системный подход в развитии способностей ребёнка;

2. Поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

3. Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

4. Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

5. Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

6.Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

7. Включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность.

Одарённые дети:

  • как правило, более активны и всегда чем – либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную и информацию;
  • благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

В работе с этой категорией учащихся образовательное учреждение руководствуется:

  • Принципом индивидуализации обучения;
  • Принципом свободы выбора учащимся образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;
  • Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

 

Основные цели и задачи реализации программы

 

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

· выявление у ребенка мотивации к заинтересовавшей его деятельности;

· создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала;

· создание ситуации успеха для каждого обучающегося;

· содействие личностному и профессиональному самоопределению;

· создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития;

· обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу;

· повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

 

Требования к преподавателю

 Педагог должен быть:

  • творческим;
  • профессионально грамотным;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • владеть современными образовательными технологиями;
  • умелым организатором учебно–воспитательного процесса;
  • владеть компетентностным подходом к обучению;
  • умеющим развивать музыкальные способности учащихся

 

Педагогу  характерны:

  • желание работать нестандартно;
  • поисковая активность;
  • знание психологии одаренных детей;
  • готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;
  • признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;
  • стремление к интеллектуальному совершенствованию
  • создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;
  • признание прав учащегося на ошибку,
  • обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

 

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми:

  1. проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов и т.д. по данной проблеме;
  2. обучение на курсах повышения квалификации;
  3. систематический обзор литературы по данному направлению
  4. подбор материалов и инструментария для выявления возможности работы педагогов с одарёнными детьми
  5. создание благоприятных условий труда педагогов, кадровая политика, построенная на учете личностных особенностей работников, их профессионального мастерства, значимых мотивационных факторов, т.к. сам педагог, ощущающий дискомфорт на рабочем месте не может качественно заниматься творческой деятельностью с детьми.
  6. выявление педагогических затруднений в области межличностного взаимодействия с одаренными учащимися.
  7. выявление основных затруднений педагогов, их классификация.
  8. создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы ДШИ

.

 Формы работы с одаренными обучающимися.

  • творческие мастер-классы;
  • факультативы, индивидуально-групповые занятия;
  • организация учебно-исследовательской деятельности;
  • участие в интеллектуальных конкурсах, фестивалях, теоретических олимпиадах, различного уровня;
  • организация работы с одаренными детьми в летний период;
  • сотрудничество с другими ДШИ.
  •  

Этапы реализации программы.

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2019-2020 гг)

Мониторинг одаренности.

Создание:

  • банка творческих работ учащихся;
  • банка конкурстных  творческих работ учащихся;
  • рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

  • концертно – просветительской работы с одарёнными детьми в области искусства;
  • усовершенствование существующей в ДШИ практики работы с одаренными детьми;
  • апробация учебных программ для детей повышенного образовательного уровня.

Разработка:

  • методических материалов, проведение круглых столов;
  • создание новых предпрофессиональных программ.

 

2 этап: деятельностный (2020-2022 гг)

  • Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на ранних этапах обучения.
  • Организация системы учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Участие обучаемых в фестивалях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.
  • Проведение сольных концертов обучающихся, персональных выставок.
  • Создание творческих коллективов.
  • Активизация работы преподавателя в направлении концертно – творчекой деятельности.
  • Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования педагогов по проблеме.
  •  Организация и проведение конкурсов, фестивалей
  •  Создание постоянно – действующей системы повышения квалификации педагогических кадров - направление на курсы, семинары и т.д., проведение семинаров, педсоветов, круглых столов и т.д.

 

3 этап: завершающий (2023 г)

В итоге реализация программы позволит:

  • сформировать методические принципы по выявлению и развитию одаренных детей;
  • создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов в работе с одаренными детьми;
  • наладить взаимодействие с учреждениями города, занимающимися работой с одаренными детьми;
  • создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми;

 

Ожидаемые результаты:

  • Обеспечение общеобразовательной подготовки высокого уровня, обуславливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях культуры и искусства в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
  • Увеличение числа одаренных детей.
  • Совершенствование системы работы с одаренными и способными детьми, создание условий для ее устойчивого существования.
  • Повышение качественных показателей обученности  детей в образовательном учреждении в целом.
  • Стимуляция познавательного интереса учащихся.
  • Формирование умений самостоятельной работы.

 

Ежегодно составляется план  мероприятий по реализации программы «Одаренные дети».

Формы представления результатов Программы

1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы.

2. Разработка преподавателями методических рекомендаций по проблеме эффективного взаимодействия с одаренными детьми.

3. Материалы лекториев, семинаров, проведенных в МБУ ДО «ДШИ».

 

Выводы
 

Педагогический опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.

В целом, работа по выявлению одаренных детей является достаточно интересной и перспективной. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога – поддержать и развить его способности, а задачей школы является подготовка почвы для того, чтобы эти способности были реализованы. Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Но сколь, ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него как небо от земли. Чтобы придать алмазу огранку, мастеру нужно очень хорошо потрудиться. Выявление и общение с «одаренными детьми» требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма. И тогда «одаренный ребенок», раскрывается и начинает как «бриллиант» сверкать всеми гранями своего таланта.

Развитие творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого ученика своеобразна и реализация в личной, профессиональной и общественных сферах, является существенным ресурсом развития общества.

В работе с одаренными детьми необходимо научиться работать нестандартно, находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося. Одаренные дети, участвуя в творческой деятельности, создают прекрасный мир, а задача преподавателей ДШИ – помочь им обрести своё место в этом мире.

Особенностью программы «Одаренные дети» является возможность ее дополнения и обогащения. В частности, в вопросах совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся.

 

 


Список литературы:

 

1. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.

2. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.

3. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.

4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института

5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство

6. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001. -№ 4.с. 39-45

7. Одаренность //Словарь-справочник по педагогике/Авт,-сост. В.А. Мижериков.–М.:ТЦСфера,2004.-С.249-250.

8.  Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 210 с.

9. Майоров А. Н.: Мониторинг в образовании

10.  Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети [Текст]/Ю. З. Гильбух. -  М.: Знание, 1991. – 309 с.

11.  Методики для экспертного оценивания: «Шкала для оценки уровня познавательного развития детей», «Шкала для определения особенностей личностного развития детей» (модификация опросных листов А. И. Савенкова);

12. Ю. П. Семянникова «Выявление и развитие одаренных детей» [текст] Ю.П. Семянникова. М.: Педагогика 2003, —115 с.

Наверх