238580, Россия, Калининградская область,
пгт. Янтарный, ул. Лесная, д. 10 а
8(4012) 56-68-20

Версия для слабовидящих
Дополнительное меню
ПнВтСрЧтПтСбВс

МБУДО «ДШИ» Янтарного городского округа

238580, Россия, Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Лесная, д. 10 а

Телефон

56-68-20

Факс 56-68-20

Эл. почта yanmuzschool2013@yandex.ru

Наша страница " В Контакте"

Конкурс "ЗА ЗАНАВЕСОМ"

5 апреля 2018 г.

                                                                                                                          "ЗА ЗАНАВЕСОМ"

 

"На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь."   (РОБЕРТ ШУМАН)

 

 

Данная статья будет посвящена  жанру  ЭТЮД.

Этот жанр встречается во многих видах творчества: живописи, театре, литературе, музыке. Если выражаться терминами изобразительного искусства, то этюд, от французского «изучение», представляет некоторую собой зарисовку, набросок.

Но обратимся к жанру этюда музыкального. С появлением таких музыкальных инструментов как клавикорд и клавесин возникла необходимость в музыкальных произведениях для них.

Слово  «этюд» в переводе с французского языка обозначает  «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства исполнителя.

История жанра восходит к XVIII веку. Изначально произведения были исключительно учебными упражнениями, популярность которых возросла, когда фортепиано стало любимым инструментом для домашнего музицирования в Европе. Автором нескольких сотен этюдов для пианистов, например, стал австрийский композитор Карл Черни. В следующем веке знаменитый композитор Фредерик Шопен привнес в этот жанр больше мелодизма и красоты, благодаря чему этюды теперь можно услышать не только на уроках музыки, но и на концертах - это уже не просто учебные пьесы для отработки виртуозности, а самостоятельные музыкальные произведения. Впрочем, этюды до сих пор, как правило, не имеют названий.

 

         Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры гаммообразными пассажами, пунктирным ритмом, хроматическими гаммами, скачками, октавами, двойными нотами, техника трели и другие.

            Итак, жанр этюда известен с XVII века. Среди наиболее  известных композиторов и педагогов писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов хочется назвать следующих.

Карл Черни - австрийский    пианист и композитор чешского происхождения, создатель множества литературно-методических книг, посвященным проблемам преподавания игры на фортепиано. Более 800 произведений , связанных с разработкой техники игры на фортепиано («Ежедневные упражнения» ор.337, «Школа беглости» ор.299, «Искусство беглости пальцев» ор.740) до настоящего времени успешно используются  педагогической практике. В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Среди учеников К.Черни -  Ф.Лист, Т.Лешетицкий.

Людвиг Шитте –датский пианист и композитор, ученик Ф.Листа. один из лучших представителей традиций музыкальности: как с технической стороны, так и мелодической. Если перед начинающим музыкантом стоит задача выработать ровность , мелодичности, дать душе удовольствие, берите Шитте. Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.

Герман Беренс – шведский  композитор, дирижер, педагог и пианист. Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыки в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.

 

Корнелиус Гурлитт – немецкий композитор, церковный органист и дирижер хорового общества в Альтоне. Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр  для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.

Феликс Лекуппе – французский пианист, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.

Анри Лемуан – французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Игре на фортепиано учился в Парижской консерватории. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал «Школу игры на фортепиано» и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка  фортепианного педагога». В 1817 году возглавил нотоиздательскую фирму, основанную его отцом. Под руководством  А.Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств. Музыкальный язык Лемуана отличает особая мелодичность и изящество.

Карл Альберт Лёшгорн –немецкий пианист, педагог и композитор. Профессор королевского института церковной музыки в Берлине. Преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов. Опубликовал практическую фортепианную методику.

Елена Фабиановна Гнесина – советская пианистка-педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вела фортепианный класс, а также методику преподавания фортепиано. Является автором «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы, в том числе инструктивных этюдов для начинающих. Была директором музыкального училища, которое в дальнейшем стало Российской академией музыки имени Гнесиных.

Произведения вышеназванных авторов начинающие пианисты играют в начале своего музыкального образования, затем с годами переходят к этюдам более сложным.

 

Традиционно каждый год в Детской Школе Искусств Янтарного г.о. проводится технический конкурс на исполнение этюда. Но, особенностью нашего мероприятия является то, что учащиеся каждой группы исполняют одно произведение - этюд - за занавесом. Так, слушатели оценивают  исполнение лишь на слух,  не  видя исполнителя.

В этом году, 23 марта, оценивали  выступления два независимых жюри - преподавателей в составе : Огаджановой Э.В., Евсейкиной Т. И. и Михалевской Т.П.,   и наших выпускников в составе: Борбатько И., Адамчук Д., Оруджева  М. и Покровиной М.  В конкурсе участвовали 2 группы - ученики 3 класса, исполнявшие  Этюд К.Черни, и ученики 4 класса, исполнявшие Этюд  С.Геллера.

В первой группе соревновались в мастерстве : Кохан А., Польная А.,Шевлякова Е., Волкова К., Григорьева А., Туарминская А.

Вторая группа малочисленна : Стайкова А., Щёголева Е.

Призовые места распределились следующим образом:  в группе 3 класса  - Диплом 1 степени - Григорьева А., Диплом 2 ст. - Польная А., Диплом 3 ст. - Шевлякова Е.        Во второй группе Диплом 1 ст. получила Шёголева Е.

После конкурсных прослушиваний, пока жюри совещалось, наши выпускники исполнили свои этюды , также для слушателей прозвучал Этюд -Картина соль-минор С.В. Рахманинова в исполнении преподавателя Лотниковой И.А..

 

Прошедший конкурс этюдов доказал, что, несмотря на многие удачные выступления, каждому из участников ещё есть к чему стремиться. Кому-то необходимо побороть страх перед публичным выступлением, кому-то важно не бояться играть ярко и смело, а кому-то более тщательно готовиться к выступлению!

                                                                                                  До новых встреч!!!!

 

 

                                                                                     Преподаватель МБУДО "ДШИ" Янтарного г.о. ЛОТНИКОВА И.А.

Наверх